Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от sentiment - чувство, чувствительность, чувствительность) - направление в европейской литературе второй половины XVIII - начала XIX в., что развивался как утверждение чувственной, иррациональной стихии в художественном творчестве в противовес жестким, рационалистическим нормативам классицизма и свойственном эпохе Просвещения культа абсолютизированного ума. С. получил свое название по произведению английского писателя Л.Стерна "Сентиментальное путешествие" (1768), вскоре распространился и в других жанрах - эпистолярных романах, мелодрамах, в пасторалях и т.д. Тогдашнее писательство открыло способность простого человека, не испорченного цивилизацией, прежде всего идеализированного крестьянина, до тонких чувственных переживаний. Значительными явлениями этого направления считаются "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.-Ж.Руссо (Франция), "Памела, или добродетель Вознаграждена" С.Річардсона (Англия), "Страдания молодого Вертера" И.-В.Гете (Германия), "Бедная Лиза" М.Карамзіна (Россия), "Маруся" Квитки-Основьяненко и др. При этом С. как направление следует отграничивать от сентиментальности как пафоса, что была присуща писателям разных эпох. Этот пафос особенно характерен для склонной к эмоциональному "кордоцентризма" украинской ментальности, что свидетельствует фольклор, прежде всего народная песня ("И забіліли снега", "Ой матушка-зорко", "И нет в мире хуже никому" и др.), что повлияло и на песни литературного происхождения ("Гудит ветер воет в поле", "Когда расстаются двое" и др.). Поэтому не удивительно, что С нашел в украинской литературе благоприятную почву. Основан І.Котляревським ("Наталка-Полтавка"), он сразу стал господствующим явлением, что ярче всего раскрылось в творчестве Квитки-Основьяненко ("Маруся", "Сердешна Оксана", "Козырь-девка", "Искренняя любовь" и др.), где изображена галерея благородных, мечтательных, душевно замилуваних, морально целомудренных .персонажів, что воплощали идеализированную душу * простонародья. С, что опирался на фольклорную литературную традицию изображения положительного героя - носителя врожденных высоких этических качеств, - укрупненным трактовкой чувственного мира во многом обусловил появление романтизма, однако не выявил резкого противопоставление классицизму и Просвещению, как тот же романтизм, был близок к "просветительского реализма". Инерция С. в украинском писательстве, опирающимся на основы ментального, мировосприятие нации, наблюдалась не только в XIX в. ( "Люба-пагуба" Ю.Федьковича, "Швея" ("Ручки немеют, слипаются глазки...") П.грабовского и др.), но и в XX в. (Мария Проскурівна - "Госпожа писарівна", "Ед сена соломы", "Уляся"), своей чрезмерной чувствительностью спаралізувала волю к жизни, превратилась в один из досадных компонентов так называемой неполноценной "малороссийщины", против которой восстали И.франко, Леся Украинка, представители "расстрелянного возрождения" и "пражской школы".