10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Художественные качества новелл Стефаника на антивоенную тему
Начало второго периода литературной деятельности Стефаника приходится на годы империалистической войны, во время которой Галиция стала ареной кровавых боев между двумя вражескими армиями. Горели села и города, разорялись тысячи семей, гибло мирное население, измученные люди бродили по стране. Расстрелы при малейшем подозрении, пытки и грабежи были обычным делом.
Стефаник возобновляет свою литературную деятельность. Будучи в Вене, он летом 1916 года пишет новеллу «Девичья приключение». В этой новелле автор не прибегает к широким описаний батальонных сцен. Он берет за объект изображения детей, которых случайно застала ночь на поле боя, между двумя линиями фронта, возле трупа нагло убитой матери. Изображая детей в непосредственной близости к насильственной смерти, этих невинных малышей, которые еще не способны даже осознавать весь трагизм своего положения, Стефаник с большой силой затавровує проклятием народа войну за интересы кучки империалистов. Контро ста немного идиллической названия к глубоко трагического содержания ее чрезвычайно усиливает этот процесс.
Как: в подавляющем большинстве новелл первого периода творчества, в «Девичьей происшествии», взяв для художественного воспроизведения чрезвычайно трагическое событие, Стефаник избегает мало драматургию. Самый тяжелый момент в изображении события - смерть матери - передано буквально в трех словах: «Села, очень болело, и легла». Увидев мать мертвой, дети не испугались, не подняли плачу. Старший Валько солидно объясняет сестре, что ему, как парню, «не подходит причитать «над умершим, а она, Настуська, малая еще не умеет. Вася радостно любуется картиной ночного боя и рассказывает девочке, почему по небу летают огне. Детей не смутило даже то, что голодная Настенька жадно ест хлеб, который насквозь промок кровью матери. Такое поведение детей еще больше подчеркивает трагизм положения. Новелла «Вода - земля» посвящена изображения страданиям трудового народа в вихре войны. Стефаник предстает в своих произведениях, как человек, отрицает войну вообще, ведь убийство человека человеком не может быть оправдано никакими целями. Преобразований в обществе надо достичь мирным путем, ведь война, призванная принести новый передел мира, не сможет вернуть матерей и отцов еще неразумным детям, не сможет вернуть сыновей, дочерей и надежду на будущее оставленным в одиночестве старым родителям.
|
|