11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Николай Кулиш
Общество и личность в творчестве Николая Кулиша
Ах, сколько радости, когда ты
любишь землю, когда
гармонии ищешь в жизни.
П.тычина
Двадцатые годы в жизни нашего государства были самыми трагическими, что наложило свой отпечаток и на развитие новейшей украинской литературы.
И не удивителен тот факт, что лишь сегодня мы открываем для себя новые имена украинских литераторов, которых было вычеркнуто из национального и культурного жизни: или расстреляны или репрессированы. Среди них - Николай Гурович Кулиш, чье творчество заслужило высокой оценки: «талант мирового масштаба». Николай Кулиш.- «явление всемирного значения», «гениальный художник», который вывел украинскую литературу на мировую арену.
Творческое наследие М. Кулиша еще и по сей день остается малоисследованной. Чем это объясняется? Тем, что он был пророком, и в этом его трагедия. Ресниц видел то, чего другие не могли и не хотели видеть, исповедовал красоту и добро, славил чистую человеческую душу настоящего человека, гармонию в жизни.
Современному читателю известны такие пьесы М. Кулиша, как «97», «Народный Малакій». «Мина Мазайло», «Патетическая соната», «Маклена Граса». На первый взгляд, каждая из названных пьес раскрывает свою тему, однако четыре последние пьесы тематически будто продолжают друг друга, потому что именно на страницах этих пьес нарушается изначальная тема - общество и личность, конфликт человека с обществом.
Это, по сути, трагическая тема протяжении всего литературного жизнь. Вспомним знаменитого философа Григория Савича Сковороду, которого мир ловил, но не поймал, героев романа П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?». Мавку и Лукаша с бессмертной драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня», Лену Панасенко из повести А. Тесленко «Страчене жизни» и т.д. И если в центре внимания человек и общество, то здесь всегда присутствует сам автор, который через своих героев утверждает свое миропонимание и мироощущение
С марта 1928 года на сцене Харьковского театра «Березиль» состоялась премьера пьесы Николая Кулиша «Народный Малахий». Поскольку правительство не удовлетворяло решение главной проблемы, автор дважды переделывал свое произведение. Главный герой пьесы Малахий Стаканчик. В переводе с древнееврейского Малахий означает вестник или посланник Божий. Мог бы, казалось, спокойно жить человек. И спокойная жизнь не удовлетворяет его. Почтальона не удовлетворяют законы общества. Раньше он жил по этим законам. И если кто-то из современников Малахия не подчинялся законам, это было огромным событием и привлекало внимание жителей городка. Сначала и Малахий жил, как в клетке. Так и прошли лучшие пока. И теперь его душа побрезгует освобождения из оков массового сознания. Он не боится написать письмо в Совнарком Украины, высказать открыто свое мнение. И если раньше он, Малахий, был маленьким человеком, придавленою событиями, то теперь он желает играть ответственную роль в революционных событиях... Революция для него - символ возрождения человека, символ свободы, движущая сила, которая вызывает развитие вперед. Правда, его взгляды поверхностны, он не понимает, что действительность, которая окружает его, сложная и страшная в своей сути. В этом его трагедия. С одной стороны, вера спасла Малахия от болота общественной жизни, а с другой, он понимает, что человек, который идет против законов, обязательно должен погибнуть. Погибает и Малахий.
Есть ли выход из такого положения? М. Кулиш не дает ответа на этот вопрос. В том же 1928 году вышла в свет пьеса «Мина Мазайло». В этой комедии Кулиш-сатирик развенчивает сирот-оборотней, которые отрекаются от родного слова. И хоть автор сам определил жанр этой пьесы как комедию, но по форме в этом произведении скрываются сложные психологические ситуации, имеющие трагедийное нагрузки. Как и в предыдущей пьесе, в центре произведения личность, которая оказалась в замкнутом круге. Мокий живет среди людей, которые не понимают его.
Он делает попытку защитить себя, отстоять свою идею, однако наталкивается при этом на различные препятствия. Все действие пьесы происходит будто под бешеную музыку, когда все герои кричат, танцуют, все вокруг вертится. Они оказываются в таких ситуациях, Что вызывают одновременно и смех и боль. Можно ли осуждать Мокия? Думаю, нет. А Мину? Тоже, видимо, нет. Ведь ему нелегко. Даже жениться как следует не мог. И во всем виновато его фамилия. Какой же выход?! Сменить фамилию.
Довольно мастерски М. Кулиш в пьесе «Мина Мазайло» обрисовал положение человека в обществе, которое насильно навязывает ей Нормы сожительства. Пьеса была воспринята с восторгом.
Наивысший взлет творчества драматурга - «Патетическая соната». Это логическое продолжение предыдущих двух пьес: совершенствование общества и проблемы личности в нем.
Главный герой Илья. Он идеалист и романтик. Влюбившись в красавицу-пианистку, изменяет рабочих. На его совести й гибель. Автор наделяет Илька гуманными чертами. Его гуманизм в том, что для изменения человека не обязательно
и использовать оружие. Илья, в отличие от Малахия, понимает, что облагороженный общества зависит от каждого человека. Когда каждый постигнет необходимость изменений, возможные, по его мнению, сдвиги в обществе. Но государству это не нужно. Она сделала человека винтиком в огромной государственной машине: все ровные, одинаковые, серые, комбинированные чувством массового сознания. Под давлением тоталитарной системы погибает личность. Все, что требует осмысления, не воспринимается человеком.
Если подходить к оценке проанализированных пьес именно с этой стороны, то автор не видит никаких изменений в обществе, у него нет веры. Он показывает деградацию Илька, падение в бездну, куда затягивает юноши всеобъемлющая стихия. Стихия - это то, что существует вне нашего сознания. Эта сила подхватила Илька и понесла его по течению. Она погубила личность.
Во всех проанализированных пьесах нарушается, как уже говорилось, одна из самых острых проблем: с течением времени ничего в человеке не меняется, человечество идет к уничтожению духовных ценностей, в наших душах не остается ни капли гуманизма.
|
|