11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Творчество Евгения Маланюка на фоне историософских поисков «Пражской школы»
Творческая энергия «расстрелянного возрождения» не исчезла совсем - она продолжала существовать уже за границей. Это ответвление украинской литературы - «пражская школа». Основу «пражской школы» составили вчерашние участники освободительных боев 1917-1921 pp., интернированные в Польше: А. Ольжич, Есть. Маланюк, Л. Мосендз, Елена Телига, Наталья Левицкая-Холодная, Оксана Лятуринская, Юрий Клен и т.д. После того, как Польша стала очень прохладно относиться к украинцам, большинство из них перебрались в Чехословакию, в Прагу - крупного культурного и научного центра. Это были люди, которые сознательно приняли украинской революции 1917 г. как национальный позор, но не впали в отчаяние в противовес старшему поколению (О. Олесь, М. Вороной, В. Самойло т.д.). Это литературная группировка создает «новые характеры», наполненные напряжением в ролевых императоров. Они формировались на границе украинского и европейского миров, развития которых помогали мощные воздействия западной культуры и исторической памяти родного народа. На этой основе и возникла историософская (обозначена мудростью истории) лирика «пражан». Они создали специфическую атмосферу «аристократизма духа», стали формировать новый тип украинца, который смог бы совместить интеллект и чувства, обуздать эмоциональную стихию как типичную признак украинской ментальности, предоставил национальном и государственном двигательные четкого направления.
Историософские мотивы являются центральными для Олега Ольжича, который углублялся в праісторичну сутки и обращался к бурной современности, Юрия Клена, для которого историко-символический смысл существования Украины раскрывался в рассмотрении всего ее исторического пути - от времен Киевской Руси до XX в.
Но чрезвычайно ярко и, в первую очередь, необычно, историософские мотивы проявились в поэзии одного из выдающихся «пражан» - Евгения Маланюка.
Есть. Маланюк был едва ли не самой колоритной и протирічною натурой. При жизни его называли и «украинским фашистом», и «духовным Квазимодо», и «поэтом апокалиптических лет». Его иногда не понимали даже близкие друзья, например, был период негативного отношения к его творчеству В. Ольжича, Ю. Липы и Ю. Клена.
В Подебрадах (1924 г.) поэт дебютирует сборником стихов «Стилет и стилос», через год выходит его второй сборник - «Гербарий». Осмысление трагической судьбы Отечества и несколько импульсно-хаотические поиски выхода из этого положения - сквозные мотивы поэзии этого периода. У поэта возникают гневные и глубоко трагические инвективы:
Тебя бы конем татарским гнать,
Пока аркан не заспіва!
Ты же любимая, а не иметь,
Неверная бранко степная!
И тут же будто оправдывается за страшные слова:
Прости, прости за богохульные стихи,
Прости твердые, пренебрежительные слова!
Горький наш возраст, а мы еще, может, хуже,
Горькие и песни глухая душа поет.
(Псалмы степи)
Следующие - поэзии фиксируют проступания ностальгической эмоциональности философским размышлениям. В последующих сборниках («Земля и железо», 1930; «Земная Мадонна», 1924; «Перстень Поликрата», 1939) Есть. Маланюк все больше углубляется в историю Украины, ища в ней созидательные идеалы, но вместе с тем найти ответы на вопросы современности. Прочности, силе, мужественности поэт противопоставляет «рабскую кровь», «ленивую расслабленность». Он бьет украинцев и Украину ради одной цели - хоть так разбудить веками витравлювань национальное сознание народа.
В «Варяжской балладе» Украина в Маланюка предстает в образе безопасной проститутке, которая растратила все достижения предшественников («Куда же дела, Степная Елладо, варяжскую сталь и византийскую медь?»), а ночью она превращается в ведьму, которая, разворачивая кабаньи крылья, летит «своих детей байстрючу лить кровь». Поэт ненавидит Украину любя и любит ненавидя.
«Когда же, когда же найдешь государственной бронзу,
проклятый край, Елладо Степная?!..» -
таким грустно-открытым вопросом заканчивает Есть. Маланюк поэзию.
Поэт, без сомнения, имел незаурядное гражданское мужество, чтобы донести до современников именно такую историософскую концепцию бытия нации. Часто критика не могла простить поэту чрезвычайно правдивой характеристики своего народа:
Калека, смерд - такой он и по сей день,
Слепой Кобзарь, что точит вечный сожалению.
Самсоном темным разрушил святыни,
Разбил давно синайскую скрижаль...
... История готовит новый том,
растяпа - хохол, что, хоть глупый, но хитрый,
голову клонит исключительно по ветру,
рассуждает желудком и зітха оптом.
(«Сонет отвращения и гнева»)
Через это. Маланюк нередко оказывался в одиночестве. В одном городе от 23.11.1931 г. он пишет: «В нашей литературе чувствую себя довольно одиноко-очень неприятное чувство временами».
Но что же давало силы Маланюкові? Потому что:
Гнобят, калечат, травят род,
Гадают, напускают чары,
Кажется, уничтожено уже и след,
Лишь потакатели и янычары.
Но, несмотря на все, растут новые побеги:
И вот - Стефаник и Кулеш,
Вот - Коцюбинский, Леся - цветы
Степей мучительной земли,
Народа самостоятельные дети!
А то подземно загудит
Вулканом наций целая раса -
И даром Божеским грядет
Нам гор прометеев дух Тараса
(«Невичерпальність»)
Именно поэтому для современников Маланюка и для нашего времени поэт остался «поэт-государственником», который словом строит империю украинского духа:
Прости, что я не сын, не сын Тебе еще,
Бой ты - не мать, бранко степная!
Из Твоих степей летят птицы зловещие,
А я творю пренебрежительные слова.
(«Псалмы степи»)
|
|