Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Почему сюжет называют окном в художественный мир произведения?

Работая над литературным произведением, писатель «выстраивает» своеобразный художественный мир. Под понятием «художественный мир» мы имеем в виду само содержание, то, что изображено и осмысленно автором: темы, проблемы, характеры, обстоятельства. Но художественный мир материализуется лишь в определенной форме, в определенном художественный системе. ее элементы - композиция, сюжет, система образов, язык и т.д. - тесно связаны между собой, создают художественную целостность. Поэтому в каждом элементе можно увидеть особенности всего произведения. Анализ сюжета, таким образом, дает возможность понять и содержание произведения, и творчество писателя, ибо сюжет - это важнейший ключевой элемент художественной системы. Поэтому его образно и называют своеобразным окном в художественный мир. В теории литературы сюжет - это конкретная система событий, через которые писатель раскрывает характеры персонажей, их философские, моральные, идейные позиции, авторскую концепцию изображаемого. Так, в основу романа Панаса Мирного и И. Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные ?» составляет история жизни Чипки Варениченка, дополненная рассказом о Максима Гудзя, Григория, панов Польских, село Пески, что способствует панорамности изображения. В сюжете раскрываются связанные между собой события, поступки персонажей, их мысли, переживания, настроения, которые характеризуют душевные движения героев, вызывают соответствующую реакцию других персонажей. Итак, сюжет может отображать внешние или внутренние изменения в состоянии героев. Например, в новелле М. Коцюбинского «Іпtеrmezzo» событий очень мало, это почти сплошной пейзаж: герой бродит в полях. Перед нами его душа, душа человека, которая устала от лжи, несправедливости и человеческого горя, ищет передышки, преодолевает собственное состояние безразличия, вновь возвращается к людям. Движение сюжета в новелле предопределяется внутренними переживаниями героя.

Вдумчивое наблюдение, изучение жизни помогает художнику слова искать сюжеты для произведений в окружающей действительности. Реальные факты лежат в основе таких произведений, как «Гайдамаки» Т. Шевченко, «Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного и И. Билыка, «Земля» А. Кобылянской и других. Однако писатели не копируют события, реалии, а используют их как канву для художественного исследования определенных жизненных явлений, общественных процессов, выражая собственное отношение к изображенному.

Рождение сюжета для настоящего художника - явление индивидуальное, его творческая тайна, его открытие. Однако в каждом конкретном случае происходит эстетическое преобразование реального фактического материала с помощью вымысла на определенную сюжетную ситуацию. Как и другие образные компоненты произведения, сюжет не является протокольно-точным отражением событий: писатель отбирает лишь те факты и поступки персонажей, так разворачивает действие, чтобы они наиболее полно соответствовали его творческому замыслу.