Постмодернизм (лат. post - префикс, означающий преемственность; фр. modernе - современный, новейший ) - общее название очерченных в последние десятилетия тенденций в искусстве, возникший после модернизма и авангардизма. Хотя этот термин появился раньше (впервые упоминается в 1917), он распространился в конце 60-х сначала для обозначения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации и программного техницизма, а вскоре - в литературе и живописи (поп-арт, оп-арт, "новый реализм", геппенинг и др.). Популярность П. способствовали рассуждения философов Же. Дерриды, Ж. Батея, особенно труда Ж.-Ф. Лиотара. Основным источником П. в аспекте познания оказалась "деструкция", признание прогресса лишь в виде неспростовної иллюзии, обостренное, проникнуто "еклезіастівським" пафосом ощущение исчерпанности истории, эстетики, искусства. Реальным считалось варьирования и сосуществование всех - и древних, и новых форм бытия. Следовательно, принципы повторяемости и совместимости превратились в стиль художественного мышления с присущими ему чертами эклектики, тяготением к стилизации, цитирование, переиначенный, реминисценции^ аллюзии. Здесь художник имеет дело не с "чистым" материалом, а с культурно освоенным, поскольку существование искусства в предыдущих классических формах невозможно в постиндустриальном обществе с его неограниченным потенциалом серийного воспроизведения и тиражирования. Однако П: заключается не в утверждении "деструкции" в противовес оригинальной творчества, а в дистанцировании от напряженных оппозиций "разрушение - возрождение", "серьезность - игра" и т.д., в стирании граней между высоким искусством и китчем, медитацией и геппенінгом, в сочетании порыва к трансцендентному с постоянным перетряхиванием "багажа" культуры, в переоцінюванні традиций авангардизма и модернизма. Постмодернисты, в противовес неоавангардистам, осуществляя переход от художественной деятельности к деятельности по поводу этой деятельности, особое значение придают психологизма, что активизирует в индивидуальном сознании закреплены архетипы, превращает художественное явление на густую связка ассоциаций и метафор. При этом П., склонен к дискретного мировосприятие, проникнутое стилевой эклектикой, не ставит себе за цель самоздійснитися в целостной эстетической концепции, в которой создавался модернизм. В украинскую литературу П. вошел незаметно. В поэзии он более присущ Эмми Андіевській, Г. Бабовалу, С. Гостиняку, отчасти "Новой дегенерации", в прозе - В. Медведю, Ю. Андруховичу, Есть. Пащковському, Оксане Забужко. Особое значение в П. предоставляется имманентной текстовой структуре, собственно, текст в тексте. Поэтому это явление стоит рассматривать в аспекте концептуального искусства, например, тавтологический прием самокоментування в прозе Ю. Андруховича ("Московиада" и др.). В то же время в П. пересматривается традиционная идея писателя как автора произведения, отождествленная с определенным функциональным принципом, усиливается тенденция исчезновения авторской функции. В випорожненому литературном пространстве его должен заменить дискурс, сведен к "анонимного мурмотіння", как об этом пишет французский философ М. Фуко, концепцией которого питается практика П.
|
|