Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Степан Олейник (1908-1982)

СОДЕРЖАНИЕ

С Олейник почти четыре десятилетия работал в жанре сатиры и юмора, создав немало самобытных художественных типов - носителей антиобщественных взглядов, привычек, убеждений.

Выходец из села (родился в Пасиселах Одесской области), учитель по образованию (1934 г. окончил Одесский пединститут), С Олейник с 1926 г. печатает свои лирические стихотворения, отмеченные характерными в целом для тогдашней поэзии настроениями оптимизма и захват близлежащей действительностью. Его жизненный специальность - журналистика, он работает в редакциях газеты «Черноморская коммуна» в Одессе, «Известия» и «Советская образование» в Киеве, а в дни войны - в редакции областной газеты «Сталинградская правда», где публикует очерки, репортажи, стихи о героях битвы на Волге и тружеников тилуі Правда, и его ранняя лирика, и стихи военной поры, как «Дед Ефим», «Баллада о баянисте (Сталинградская быль)», поэма «Иван Семенюк», не стали примечательным фактом литературной жизни.

Как юморист и сатирик С. Олейник начинает активно заявлять о себе в середине 40-х годов. Тогда появились его популярные прозаические улыбки «Без лишнего», «А все-таки мое сверху!» и другие (авторское определение их жанра - «Из рассказов Герасима Черноморца»). В этих, казалось бы, простых, непретензійних произведениях, грунтованных на комических сельских бувальщинах, автор тепло обрисовал привлекательный образ Рассказчика - человека мудрого и рассудительного, с тонким чувством юмора, человека жизнелюбивой натуры.

Заметным событием в украинском писательстве стали первые Олийныку сборники стихов «Мои земляки» (1947) и «Наши знакомые» (1948), показали приход в литературу самобытного поэта-юмориста. С этим успехом его поздравил опытный мастер смеха Остап Вишня,- в своем слове о книге «Наши знакомые» он отметил и ее тематику, и язык, и тон, и правдивый, глубокий и оригинальный юмор , Назвав сатириков и юмористов «лівофланговими литературными солдатами», он подчеркнул: «И среди них один из найбойовитіших - Степан Олейник!»

Так, произведения С. Олейника сразу отличились в стихотворном потоке гумористики своей жизненностью тем и поднятых проблем, самобытностью, оригинальностью изображаемых персонажей, рассудительной оповідальністю с ее лукаво-ироничным звучанием. Все это получило художественное выражение в юмористических стихах поэта, написанных с целью не высмеивание, а возвышение честного человека труда. Можно назвать такие, как «Дипломат», «Леди Мельник Настя» («Гости»), «Василий Фомич», «Император» и др. Пафос этих произведений - утвердительно положительный; обрисованы в них средствами поэтического юмора герои бригадир Игнат Дібровенко и звеньевая Настя Мельник, шофер Василий Фомич и тракторист Алексей Беда, в шутку жених друзьями «императором»,- люди деятельные, душевно щедрые, со своими привлекательными чертами нрава и характера. Одни из них, как Дібровенко и Мельник, имея вкус к шутливому народного слова, с честью проводят полемический поединок с американскими гостями - дипломатами и журналистами, которые, прибыв в село, «примеряют» стереотипы «буржуазной пропаганды» (темнота, беспросветность, полный упадок в хозяйствовании и т.д.) до истинного положения вещей. Не свободны от определенных стереотипов и наши люди в отношении к буржуазному миру (подозрительность относительно объективности его представителей и др.), хотя автор не акцентирует внимание на этой особенности. В конце концов, таковы были реалии времени «холодной» войны - взаимное недоверие и острая конфронтация противоположных систем.

Описывая других положительных персонажей - Василия Фомича и Алексея Беду,- поэт воспевает факты их жизни, обычную, но честный, добросовестный труд ради общего благосостояния. В системе художественного языка автора видится его сверхзадача - не только показать или «поддержать» положительное, но и утвердить мысль о достоинстве и высочество человека, душевную, моральную красоту, хотя, объективно, похвальное слово в адрес общечеловеческих ценностей, которые предстают носителями «простые труженики», противоречило идеологии культа личности Сталина.

В связи с юмористическими произведениями С. Олейника, который не высмеивает, а поэтизирует, утверждает изображаемое, следует выяснить хоть два, принципиально важные, вопросы.

Во-первых, определенная совокупность произведений, написанных в «позитивном» ключе, получили, пусть и несколько неудачное определение - позитивный юмор. Этот юмор поддержала критика, о нем с восхищением высказывались сами мастера смеха, в то же время, как это не раз бывает в литературном процессе, не избегая крайностей. Одна из них - противопоставление «позитивного» юмора «критическом» и тем более - сатире; ему предсказывают будущее; он, мол, должен полностью заменить сатиру. Даже умудренный большим жизненным и художественным опытом Остап Вишня с доброй наивной верой говорил о приближении времени, когда «весь сорняк викорчується на земле» и в литературе «будет смех утверждающий, радостный, ясный, теплый...».

Во-вторых, под влиянием восторженных отзывов критики на «положительные» юморески и убедительного Олійникового успеха в этом жанре в литературе все возрастал поток произведений «положительных», а среди них - немало и вещей этажных, бесконфликтных, лишенных истинного жизненного содержания. Не избежал художественных просчетов и автор «Дипломата» и «Василия Фомича», напечатав ряд стихотворений, что, по сути, лишь фиксируют «рабочие» настроения и саму работу персонажей («Барабанщик», «Капитан», «Дружба», «Горячий момент» и др.).

В условиях господства догматических требований и предписаний относительно литературы,- а одним из конкретных их выражений была так называемая «теория» бесконфликтности,- острое, критическое слово сатиры трудно, но пробивало себе дорогу. И этому способствовала творчество в первую очередь Остапа Вишни, С. Олейника и кое-кого из молодых их собратьев. Принимая в поле своего зрения мелкие и более значительные недостатки, комические случаи, он иронично, с нотками сатирического письма раскрывает важную качестве определенного негативного факта, явления. Критический пафос таких произведений, как «Ромашка», «В клубе», «Ледаренчиха», «Приключение в лесу», «Указаний нет», невысокий, да это и предусматривалось замыслом и избранием предмета высмеивания: речь идет в них о в чем-отсталых, не безупречных,но и не «падших» людей. Рассказчик, подбирая шутливого тона, показывает, как высмеиваемый персонаж своим действием и поступком противопоставляет себя другим. Простые, ничем особо не осложненные сюжеты предоставляют автору достаточно пространства для выявления противоречия между действием, поведением персонажа и представлениям о том, как именно он должен был бы действовать. В завершение сюжета подается маленькое открытие этого противоречия - делается это остроумно, что и вызывает смех. Яркий пример - юмористический стих «Указаний нет».

Председатель колхоза, ведет свое повествование автор, мог бы не раз отремонтировать мостик, но ничего не делает, потому что привык на всякое дело ждать указаний сверху. Когда же, однажды переезжая через реку, зваливсь в воду и стал виборсуватись к берегу, люди с ироничной шуткой заметили:

- Почему убегаешь? Там сиди!

Это же не прилично.

Так же вылезать из воды

Указаний нет!

Примітніші среди Олійникових шутливо-иронических произведений, правдивые и мастерские стихотворные юморески воспринимаются как пристрелка к реальным, увиденных в жизни мишеней. Со временем выбор тем и объектов высмеивания укрупняется, растет и критический пафос произведений. Уже в сборниках «Признаки весны» (1950), «С искренним сердцем, а о некоторых с перцем!..» (1953), «Дорога дама» (1954), «Савва - такая и слава» (1955) рядом со стихами обще-декларативными и поверхностными появляются произведения откровенно сатирического пафоса. Это - «Дорогая дама», «Номенклатурный Мацепура», «Канцелярский конвейер», «Агродіяч, или писарь-сеятель», «Беда-дед», «Командировочний председатель», «Самокритичный председатель» и др. Отрицательные персонажи, собственно антигерои, предстают в них как реальные люди.

Так, самокритичный председатель несет в себе черты руководителя-фразера, ловкого в самовиправданнях и самозащите. Своя, неповторимая «изюминка» этого лица - тактическая хитрость, объяснена им же самим в такой способ:

Зачем ждать, чтобы кто-то меня

Начал критиковать?

Я лучше встану гневно сам

Против себя дыбом...

Антигерой фейлетонного произведения... Чисто олійниківський персонаж... Он причудлив, он всегда «на высоте» и не зря его за самокритичность подхваливает начальство; колхозный вожак остроумно выдерживает свою тактику: заводит в записной книжке специальную графу - «Мои ошибки» (существенна здесь и речевая характеристика персонажа), умело удается и на собраниях, и в общении с журналистами к самокритичных штампов. «И вроде підтятися! Но ошибок масса есть, куда не повернись!»

Художественная убедительность сатиры С. Олейника - в ее жизненности. Герои и антигерои - люди в ней со своим лицом, своими чертами характера, «стиля» работы и т.д. И тот же «номенклатурный» Мацепура, что везде заваливает дело, и Лиходед, способен напрочь пропить колхозное добро, и «командировочний» голова, что, приезжая из города, руководит колхозом, и обивателька-домоседка, что устроила себе барскую жизнь за спиной мужа-руководителя,- все они, удерживаемые народным средствами, имеют и конкретные, индивидуальные черты, и черты художественных типов.

Интересна и та вещь, что С. Олейник в ряде стихов фейлетонного звучание открывает художественный тип явления, обобщенный,

( шаржований и заостренный тип ситуации и, собственно, тип деятельности учреждения, предприятия ей руководящего учреждения. В фейлетонах «О деле важную и бумажную слива» и «Агродіяч, или писарь-сеятель» он показывает бумажно-канцелярский бюрократизм в действии: в первом случае видим, как упорная возня в министерстве («Цокочуть, трещат «ундервудів» ряды. Взлетают из машинок инструкций пуда!») порождает такую же канцелярскую возню в областных, районных управлениях и как все оказывается ненужным для колхозов; во втором речь идет о трудовых канцелярские хлопоты агронома Панька, которые не нужны земледельцам.

Меткость и эффективность сатиры С Олейника как непременное ее качество видится в том, что поэт не «приспосабливает» свое слово к фактам и проблемам действительности, а выхватывает из водоворота будней колоритные, неповторимые жизненные сюжеты, конфликты, комические коллизии и причудливо интерпретирует их, как говорил Остап Вишня, «из смешного стороны». Решающая роль в этой художественной интерпретации изображаемого принадлежит языку рассказчика и персонажей - сочной, лексически и стилистически многоцветной, разнообразной в интонационном плане. Художественно «трансформированы» факты из жизни под пером С Олийныка становятся правдивым, не сфальсифицированным свидетельством о человеке, его действия, характер и т.д. В этой правде изображения и проявляется один из признаков народной сущности поэта сатиры.

Черты его народности определяются и тем, насколько природные идейная, гражданская убежденность автора, с которой он высмеивает все ложное и безобразное, пафос благородного негодования отрицательным, страсть к утверждению идеала добра и справедливости, красоты. Позиция читателя, позиция народа - вот та точка зрения, с которой следует автор в своих суждениях о тех или иных явлениях действительности. В произведениях «Филипп Краснобай», «Даниил Жук - кандидат наук», «Позвольте уверит!..», «Кока», «Институтка» именно с таких позиций С. Олейник изображает и художественно оценивает негативное.

Откровенно критически, пренебрежительно относится поэт-сатирик до отрицательных персонажей, лаконичными штрихами изображенных в стихах «Тихий Мефодий», «Любитель мелодий» и «Областной добродий», составивших цикл «Непойманные...». В каждом из них кратко излагаются способы нечестного приобретения всевозможных бытовых благ и в заключение подается прямое указание на преступный характер действий этих антигероев: «зовите лісогуба: Неспійманий вор!» («Тихий Мефодий»); «Ловкач и проныра, Неспійманий вор!» («Любитель мелодий»); «Говорите ему в глаза: Неспійманий вор!» («Областной добродий»).

В другом цикле - «Сорняки» - автор подробнее и глубже подает сатирические портреты антигероев, на этот раз руководителей районного масштаба. Ведущий мотив цикла определяется народной мудрости-пословицам - «Дурную траву - с поля вон!», персоніфікуючись в каждом из стихов отдельным названием этого вредного зелья - перекати-полю, дурмана, осота. В частности, меткие штрихи к образу отрицательного персонажа воспроизводит автор в стихотворении «Осот»- о «деятеля крутого нрава», который умеет наилучшим образом позаботиться о себе и всегда выйти сухим из воды («...Смастерит рапорт «первый сорт», Замылит " высшим глаза И едет в августе на курорт В благословенные Сочи...»).

Украинская сатира и юмор в значительной степени благодаря С Олейнику находит дорогу к кабинетам бюрократов, дачных «имений» новейших вельмож, до управлений, в круг мещан-обывателей, спекулянтов-ловкачей, молодых дармоедов, губителей природы. Сатирические портреты их изображены остроумным обличительным словом, отличаются богатством и точностью наблюдений, свежестью неповторимых индивидуальных черт, ценных для характеристики персонажей. В таких сатирических героев принадлежат тот же партийный руководитель-карьерист Осот («Осот»); колхозный председатель, который, заботясь о механизации на фермах, совсем забывает о необходимости побутовлаштування колхозников («Бугай под торшером»); руководящий деятель, вдовольняеться положением «золотого» середнячка в хозяйствовании («Карась-середняк»); рыбаки-браконьеры («Пес Барбос и поучительный «кросс») и т.д.

А впрочем, не обойдем стороной и сложности творческой эволюции поэта-сатирика. В 40-е годы, да и в последующие десятилетия, ему не всегда везет достичь гармонии между произведениями и правдой народного бытия. Во-первых, С Олейник не избежал распространенной в тогдашней поэзии не лучшей «традиции» откликаться на политические события, писать стихи на загальнодекларативні темы («За счастье всех!..», «ехал я по степи...», «На приазовской равнине», «Срастил их народ»). Во-вторых, как поэт-сатирик, тесно связан с ежедневной прессой, он держал руку на пульсе жизни и, разумеется, отзывался своим словом на искусственно розбурхувані в обществе социально-производственные, политические, литературно-художественные кампании. Вспомним хотя бы «борьбу» за бдительность, против «ротозійства (стихотворный фельетон «Блондинка»); выступления за повсеместное внедрение «королевы полей» кукурузы («Идет полями Королева»); піддання анафеме абстракционизма в литературе и искусстве («Автомодерніст», «На абстрактной кобыле»). Такие произведения - и в этом заключается основной их недостаток - служили фальшивой идеи и скоро обнаруживали свою временность, они оставались в прошлом, как и ничем не оправданы, например, такие нахваляння персонажей: «На обе уже лопатки (то есть: перегоняем.- Авт.) кладем в труде мы США». Заметим и тот факт, что ряд стихотворных фельетонов С. Олейника на внешнеполитические темы, например, «Поджигателям войны на память», «Елка дяди Сэма», «Международная наседка», «Боннской баламут» с течением времени потеряли свою содержательно-художественную ценность.

С годами С. Олейник все активнее разрабатывает морально-этическую тематику, в чем убеждает немало широко известных его произведений, которые вошли в сборники «Отцы и дети» (1970), «Готов начать все сначала» (1974), «...Во имя добра против зла» (1977) и до последней, прижизненной, «Где Иван?» (1982). Это живая, предметная, приперчена сатирическим смехом разговор опытного художника о острое, наболевшее в нашей действительности, а именно: о «речовізм», прагматичное отношение детей к труду родителей («Родители и дети», «Пуховый платок», «Мамина хата»); о бесконечны, пусть и по уважительной причине, застолье («Провожали в армию Петра»); о равнодушном отношении людей к безотказного на помощь сельского мастера-самородка («Где Иван?»); о равнодушных к народной культуре и к «бабушкиного языка» молодых родителей, которые все же отдаю свое дитя бабушке в деревню на воспитание («Разлука бабушки и внука»). Такие произведения - это художественно исследованы художником жизненные истории, это художественно осмысленная им доля живого жизнь.

Талант С Олийныка достал свое проявление в различных жанрах и формах художественного творчества. Автор многих широко известных юморесок и фельетонов, он успешно выступает с произведениями на литературно-художественные темы, с юмористическими стихами для детей и юношества (цикл «Чудо в ботинке»), с улыбками по мотивам народного творчества. В творческом активе писателя - автобиографические новеллы (сб. «Из книги жизни», 1968, 1972), в которых он правдиво, с искренним, теплым улыбкой поведал о своем пути в литературу и о незабываемые встречи на этом пути.

Творчество С. Олейника обогатила украинскую сатиру и юмор, стала самобытным художественным явлением в литературе.