Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Проблема национального возрождения в творчестве П. Тычины

Проблема национального возрождения украинского народа постоянно присутствует в творчестве молодого Павла Тычины. Под впечатлением провозглашения Центральной Радой 10 июня 1917 года независимой Украинской Народной Республики Тычина пишет лирическую поэму «Золотой гомон», которая передает приподнятое, праздничное настроение. По жанру это произведение - лирическая оратория, потому что в нем одновременно присутствуют фрагменты эпических эпизодов и драматических сцен. В произведении говорится о золотой гомон над древним Киевом. Радость национального возрождения празднуют даже предки, которые поднялись из могил. Киевлян приветствует легендарный Андрей Первозванный, который в древности поставил на надднепрянских горах свой Крест, начав рождения славного города. От полноты счастливых передчувань «засмеялись горы, зазеленели», и «мутная река наполнилась солнца и голубизны - тронула струны». Прокатывается из «тысячи груди» могучее «Слава!» Поэт ярко описывает торжественный момент возле Святой Софии:
 
Тысячи глаз...
Вдруг тишина: кто-то говорит.
- Слава! - 3 тысячи груди
И над всем этим в сиянии солнца голуби.
- Слава! - из тысячи грудей.
 
Но не так легко вырваться из цепких вражеских объятий. Поэт говорит о своих трагические предчувствия, ассоциирующиеся с образом «черного птицы», который не только каркает над золотым проснувшейся столицы и всей Украины, а и гнездится в «гнилых закоулках души». «Бездушный птица» веками опустошал человеческие души, «вынимал живыми глазами, из сердца веру». Олицетворением слепых предстают в произведении духовные «калеки»: их уже давно завоеватели поставили «на колени». Отсюда тот раздор между людьми, когда на призыв одного до братания звучит яростное: «Отойди! Убью!» Этим зловещим образом «чорнокрилля» поэт предупреждал о следующих тяжелые для свободы дни.
Именно так и произошло: свидетельством братоубийственной трагедии является тетраптих Тычины «Скорбная мать» (1918). Произведение посвящено матери поэта. Но образ покойной матери Марии» перерастает в образ Скорбящей матери, в котором обобщен и судьбу Божьей Матери, и страдания Украины. Из поэмы вырисовывается трагедия родной земли, которая попала в кровавую орбиту гражданской войны. Поражает, что поле, которое должна родить хлеб, теперь «в могилах... мечтает», во ржи (извечный символ жизни) «чей-то труп... чернеет», в тоске «молчат далекие села», из крови обильно выросли на поле лишь «цветы зверобоя», а «человеческое сердце до края обідніло». Больно, что люди забыли заветы Спасителя, распятого за них на кресте. Видно, «не быть никогда рая в этом кривавім края», - с горечью и болью говорит поэт. В подтексте тетрапти-ху прочитывается национальная руина Украины, которая отзывается слезами Божьей Матери:
 
Не месяц, и не звезды,
И дніти языков не дніло.
Как страшно! человеческое сердце
К краю обідніло.
 
Однако Тычина сохранил веру в то, что страна не погибнет:
 
Эй, народ! Будешь жить!
А я же мать не забуду!
Украине, ее народу
Хочу верно я служить.
 
И, к счастью, не все сердца застыли в безразличии, было кому защищать независимость Украины даже ценой собственной жизни. Стихотворение П. Тычины «Памяти тридцати» посвящен киевским студентам и гимназистам, что сложили головы за свое государство в неравном бою под Кругами. Погибли в неравной борьбе лучшие люди, мечтавшие о независимости родной земли. Погиб украинский, цвет» со «славой святых». И снова звучит здесь болезненная мысль: «По кровавой по дороге нам идти в мир». Болезненная особенно потому, что кровь погибших патриотов не принесла ожидаемого мира.
Идея вечности украинского народа, его духовной мощи, стремление обрести свободу и собственную государственность звучит достаточно ярко в произведениях Тычины. Поэт приветствует «родными песнями» свой народ, что проснулся к новой, свободной жизни.