Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

АНДРЕЙ МАЛЫШКО
Человеческая судьба и любовь к родной земле в творчестве А. Малышко

Андрей Самойлович Малышко - незаурядная фигура в истории украинской культуры. Его многогранный талант проявил себя в разных отраслях, но наиболее благосклонна к художнику была муза поэзии. В его активе более двух десятков сборников и семнадцать поэм, в которых автор охватывает огромные тематические горизонты. Но о человека труда, человека-патриота поэт пишет с особым трепетом и душевным теплом.
Родная земля в поэзии «Родина» изображена как источник жизни, мудрости, красоты и материнской опеки. Она, как справедливо считает художник, обладает какой-то магической силой, потому что те, кому дала «хлеб... с песнями соловья», приобретают сверхъестественного мощи:
 
Мы снялись гордо и крылато,
Видим мир и небо молодое.
Тот, кого ты научила летать,
С небо никогда не упадет.
 
Конечно, эти строки - сознательно созданный сплав гиперболизации и пафоса, но свидетельствуют они о благородное стремление Малышко увенчать образ родной земли и представить его читателям как можно привлекательнее. Поэтому даже в самые тяжелые годы его поэзия находила путь к человеческим сердцам. Неповторимая красота соловьиного Украины вдохновила поэта на вдохновенные стихотворные обет вечного служения «тихим водам» и «ясным звездам».
Лирический герой поэтического цикла «Украина моя», написанного в годы фашистского нашествия, тоже обращается к земле своих предков, как любящий сын к самому родному в мире существа - матери:
 
Украина моя, мне в мире ничего не надо,
Только бы голос твой слышать и нежность твою беречь.
 
А как изящно и ласково Малышко называет свою землю «полевой мечтателем», «каплей в солнце с весла«! Как уверяет, что «вооруженные дети Железняку» не дадут осквернить ее святое лоно, ибо уже «на коршунов вылетают орлы». Да и сам художник ладен до последнего вздоха бороться за свободу Украине:
 
Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,
Чтобы из огня ты встала, тополем в небо возросла.
 
Болезненно сжимается сердце лирического героя от одного упоминания о «ребенка забитой измученный рот» или «железом обожженные глаза девичьи», потому что он - кровная частичка того «мы», что составляет нацию, народ.
Обо всем этом поэт говорит взволнованно и страстно, создавая единство настроения и зримости стройно изложенных в поэтическую строение деталей. Пятое стихотворение цикла овеянный трагизмом и безысходностью:
 
Повешенных ветер качает,
Пушка бьет полночь.
И тлеет все в пепелище: и радость, и труд, и пот.
 
Истерзанная военным лихолетьем, но не покорена врагом украинская земля, мастерски персонифицированная поэтом во многих его произведениях, соответствует своим детям такой же всепоглощающей любовью, постоянной готовностью на подвиг. Так в поэме «Прометей» она вместе с жителями села стремится выручить из железного кольца смерти раненого солдата.
А в поэме «Это было на рассвете» украинская земля поддерживает с героиней постоянная связь от лет лучистой юности до прощальных минут перехода в вечность. Поэтому патриотизм героини искренний, не наигранный. Он - неотделимая часть ее честной трудовой жизни. Хотя судьба доярки сложная, полна скорби, Евдокия, эта удивительная женщина, все-таки счастлива. Потому как не тяжело было практически голыми руками обрабатывать невеселую ниву, как не сложно приходилось без мужа воспитывать детей, но устойчивые моральные принципы и светлая любовь к земле-прародительнице позволили ей пройти жизненный путь с гордо поднятой головой.
Силу и вдохновение давала ей родная земля, за которую «с горячей местью вышла бы на люди», за которую «стала бы, как сталь». Это не просто слова: когда земля, измученная и войнами и революциями, «лежала горбатая, нуждающаяся, бессильна», то именно Докия, неутомимая труженица, ее «умыла потом и колосом заколосила». Поэтому логически оправданным является вплетен Малышко в сюжетную канву произведения символический диалог между героиней и «всеплодющою матерью», в котором сплелись начало и конец, всплеск и спад, жизнь и смерть.
Читая эти мудрые, полные философичности строки, невольно касаешься сердцем вечности, задумываешься над вопросом смысла человеческого существования. И сразу же ловишь себя на мысли, что стоило бы благороднее, чище русло направлять реку своей судьбы, мужественно и стойко бороться с неизбежными испытаниями, как делали это Малишкові герои, как делал это сам поэт.