Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
МАРКО ВОВЧОК
Почему в повести Марка Вовчка «Институтка» образы господ безымянные?

Принцип неіменування представителей эксплуататорских классов наблюдаем во многих произведениях Марка Вовчка, прежде всего в тех, что вошли в сборник «Народные рассказы». В рассказах «Горпина», «Одарка», «Выкуп» рассказчик из народа, пользуясь народными критериями оценки крепостников-деспотов, называет их «волками», то «хищными воронами», то «сороками», то «п'явочками». Эта языковая характеристика достаточно точно дополняет и завершает групповой портрет эксплуататоров как хищной, звіроподібної стаи, что потеряла человеческий облик и человеческое естество. И отчетливее собирательный образ господ-эксплуататоров - пиявок человеческих и зверей свирепых - предстает в повести «Институтка». Именно по гостровикривальне направления произведения Т. Шевченко назвал Марка Вовчка «обличителем жестоких людей неситих».

Помещичья сословие в повести представлена образами старой дамы, молодой барышни, полковника, господина полкового врача, эпизодических гостей. Все они, как и в предыдущих И произведениях, не имеют собственного имени. На первый взгляд может показаться, что марко Вовчок зависело на полнокровном изображении только представителей закріпаченого крестьянства: Устины, Прокопа, Назара, Кати, бабушки - угнетенных, обездоленных, презренных, но морально здоровых и внутренне красивых. Поэтому писательница и не прибегает к детальной характеристики господ, изобразив их обще как типовых эксплуататоров, что вызывают своим звероподобным нутром лишь отвращение и сопротивление. Но это не так. Как одну, так и вторую социальные слои через их типичных представителей писательница описывает подробно, с привлечением разных выразительных средств: характеристики рассказчика, самохарактеристики, характеристики другими персонажами, И раскрытие основных черт характера и т.д. Разница лишь в том, что симпатия автора на стороне обездоленных (недаром же Марко Вовчок избрал форму рассказа от имени крестьянки крепостной). Отражение основного конфликта эпохи - противостояние и противоборство крепостных и крепостников - обусловило и идейно-композиционный принцип произведения - полярность, контраст. Противостоят друг другу и собирательные образы (паны - крепостные), и индивидуально выписаны (Устина - молодая госпожа, институтка). Крепостные целый день на барщине, возвращаются только вечером, смерком уже... утомленные и варом солнечным, и тяжким трудом; все молчат-разве какой вздохнет тяжело или споет грустной, печальной тихо...»; господа же только и знают, что «сладко съесть, пьяно спити, хорошее походить,- а больше что?» И «все то хохочет, танцует, ест, пьет; все это гулящее, дак такое холеное!», а о крепостных говорит, «как будто про лошадей, или еще что». Чтобы подчеркнуть ничтожность помещиков и глубочайшее отвращение к ним крепостных, автор использует соответствующие выразительные средства: иронию, дошкульну реплику, меткое народное сравнение, саркастический насмех (например, употребление среднего рода единственного числа вместо множественного числа).

Особенно ярко противостояние двух противоположных лагерей показано в образах Устины и панночки. Каждой из них присущи типичные черты своей среды и своего класса. Наиболее отчетливо полярность сущности Устины и панночки проявляется в их отношении к любви, которое просвечивает человека до самых глубоких глубин. Устина при встрече с любимым радуется ему, как восхода солнца, называет «голубем», «сердечком», слышит, как у нее «крылья вырастают». Барышня же радуется не так своему жениху, как «доходному хутора», что за ним получит. «Любила она его, и как-то странно любила, не по-человечески»,- говорит Устина.

Это «не по-человечески» - основной итог всего существования эксплуататоров. Оно противопоставляется глубоко человечном началу закріпаченого крестьянства. Чувствуется, что писательницы зависело не столько на том, чтобы показать картины издевательства господ над крепостными (хотя таких немало), сколько на том, чтобы подчеркнуть звироднінні эксплуататоров, на потере ими человеческого лица, человеческого облика. Поэтому часто находим в произведении такие характеристики помещиков: барышня, как ящерица, и такая лютая, «ей во рту черно», «с места срывается,- вот стеменний кот, как ему из люльки в усы пыхтят»; полковник, «как будто тот индюк переяславский, похаживает». Господский двор крепостные крестьяне воспринимали как логово лютого зверя.

Итак, господа - не люди, а взбесившиеся звери, поэтому им не положено давать человеческие имена. Поэтому безымянность господ - это виражальний средство, творческая находка писательницы, с помощью которой она посильнее заклеймила и крепостников, и всю крепостническую систему.