С большого временного расстояния, мы видим, что без фигуры Панаса Мирного, его литературного взноса нельзя даже в кратчайшем изложении раскрыть историю украинской литературы. Он навсегда стал одним из корифеев, основоположником украинского социально-психологического романа и повести.
Впервые произведения Панаса Мирного увидели свет в начале 70-х годов XIX века. Именно этим псевдонимом был подписан стихотворение «Украине», опубликованный в львовском журнале «Правда». Писатель пробовал свои силы в стихосложении, драматургии и прозе. Однако наибольших успехов достиг Панас Мирный в прозе. Недаром Иван Франко отмечал, что Панас Мирный принадлежит к выдающимся новелістів.
Над художественными произведениями он работал вдохновенно, но исключительно требовательно, доводя их до высокой художественности и идейности.
Первым печатным прозаическим произведением Панаса Мирного был рассказ «Бес попутал» (1872). Сочинение привлекло внимание читателей правдивым изображением безталанної судьбе девушки-сироты, покрытки. Хоть эта тема уже разрабатывалась в украинской литературе, в частности в произведениях Г. Квитки-Основьяненко, Т. Шевченко, Марка Вовчка, но Панас Мирный находит весьма оригинальное ее освещение.
Молодого писателя привлекала тема чиновничества. Беспросветность, несправедливость, карьеризм, деспотизм - вот что царило в среде чиновников. Честному, благородному человеку здесь не было места. Иван Левадный, герой рассказа «Пьяница» (1874), одаренный юноша, жадно рвется к знаниям, имеет талант скрипача, не может смириться с душной атмосферой канцелярской службы, падает духом. Безысходность привела героя произведения к рюмке, потери перспективы жизни и, в конечном итоге, к смерти.
Среди тогдашней украинской беллетристики заметно выделялись и другие рассказы и новеллы Панаса Мирного - «Лови» (1883), «День на пастівнику» (1884), «Морозенко» (1885), «Сказка о Правде и Кривде» (1883) и другие. В основу этих произведений Панас Мирный положил жгучие проблемы времени; новеллы отмечались демократической идейностью и высоким художественным мастерством.
Откликом на злободневные вопросы времени стала повесть «Лихие люди» (1877). В ней впервые в нашей литературе показано размежевание в среде интеллигенции, освещены причины, что развели бывших школьных товарищей в антагонистических лагеря. Произведение отличался новаторской композицией: через призму воспоминаний заключенного писателя Петра Оболтуса передается основное содержание произведения, раскрываются образы товарищей юности - Попенка, тюремного священника, эгоиста и циника, Шестірного, прокурора, реакционера и карьериста, Жука, революционера-народника. Петр Увалень и Тимофей Жук, не примирившись с удручающей действительностью, выступили на борьбу против сил реакции. Шестірний И Попенко, наоборот, стали верными охранниками системы, которая защищала обидчиков, ставила всевозможные препятствия на пути общественного прогресса.
Авторская позиция в произведении четко выражена: писатель поэтизирует неравную борьбу той молодежи, что пожертвовала личным благополучием и мужественно выступила против социальной несправедливости.
В повести писатель разоблачает «лихих людей», но в этот срок он вкладывает противоположный пониманию защитников царизма содержание. «Лихие люди» - же революционеры, а те, кто пытается спасти систему, подпереть ее прогнившие основы.
Повесть «Лихие люди» была смелым шагом в творчестве Панаса Мирного и значительным достижением украинской литературы.
Любимой темой писателя были жизнь и труд, мечты и чаяния крестьянства.
В 1872 году он начинает работу над большим произведением, которое позже получит название «Разве ревут волы, как ясли полные?» Созданию романа предшествовала значительная подготовительная работа. Весной 1872 года писатель находился в служебной поездке под Полтавы до Гадяча.
Во время путешествия Панас Мирный от мальчика-возницу услышал ужасную историю про разбойника Василия Гнедко, который со своей ватагой вырезал семью зажиточного казака, за что был осужден на каторжные работы. Писателя глубоко поразил рассказ о Гнедко и он ищет причины преступлений, совершенных этим разбойником. Мирный считал, что возникновение негативных явлений в жизни народа обусловлено не природной зіпсованістю некоторых людей, а социальными условиями. Так появляется очерк «Подоріжжя от Полтавы до Гадячого», в котором писатель поднимает острейший вопрос времени - о последствиях реформы 1861 года. А эти последствия были крайне грабительскими.
Размышления над трагической судьбой Василия Гнидки легли в основу повести «Цепкая». Это была первая редакция будущего большого социально-психологического романа «Разве ревут волы, как ясли полные?», соавтором которого стал брат писателя - известный критик Иван Билык. По оценке И. Франко он был «один из перлов нашей повістевої литературы». В романе отражены сдвиги, которые произошли на Украине после реформы 1861 года, подвергся острой критике феодально-крепостническое и пореформене общество.
В творчестве Панаса Мирного есть и другие произведения: это незаконченная повесть «Голодная воля» (опубликована лишь в 1940 г.), повесть «Горе давнее и нынешнее» (1897) и много других. Они свидетельствуют о огромный диапазон творческих интересов писателя, его высокий патриотизм, преданность идеалам демократии.