7 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АНДРЕЙ МАЛЫШКО
Человеческая судьба и любовь к родной земле в творчестве Андрея Малышко
Украина моя, мне в мире ничего не надо,
Только бы голос твой слышать и нежность твою
Беречь.
А. Малышко
Андрей Малышко родился и вырос на приднепровских кручах, его вели в мир обуховские дороги и киевские тракты. И это не географические пунктиры судьбы, а духовный материк, который воспитал его как человека и поэта и увічнився в его художественном слове:
Помнишь?
В камне, в пути доброй,
Или лето, или осень
Или дождик-порошка,
Простеляла для меня далекий горизонт,
Дорого под яворами. Моя самая дорогая.
От родной матери научился Андрей Малышко понимать и любить народную песню. В русле украинского фольклора он нашел истинные ценности, понятия добра и зла, правды и кривды, красоты и незугарності - неизменную и нерастворимую наследство. От нее начинается и к ней утечкой диалектической спирали возвращается под конец жизни поэтическая мысль одного из самых народных украинских лириков середины XX века.
Обращаясь к вечной теме человеческой судьбы, предназначения человека нас земли, поэт идет от глубинного усвоение народной этики как життєтворчої силы; постоянно и последовательно стремится художник внедрить ее в действительность, утвердить надлежащей шкале нравственного отсчета, зеркалом суждений о себе и мир. Взаимодействие общественной реальности и живой для Малышко народной морали, привитой ему песней и сказкой, небом и ветром дніпровим, родительской наукой и маминой Лаской, - это ключ к пониманию всего творчества поэта.
Поэзию Малышко пронизывает пафос активной жизненной позиции соотечественника, вдохновленного примером предыдущих поколений. Это вполне соответствовало сложном духу времени - и искреннему порыву народа, который упорно строил новую жизнь, и коварной идеи самоотречения личности «во имя» светлого будущего, что позволяло «вождю всех времен и народов» делать из той личности, что заблагорассудится.
Но Малышко не так пытался отразить героику своей эпохи и ее исключительность, как в фактах героических деяний вычитывал моральные заветы своего рода; гуманистичность вековых мировоззренческих ориентаций целого этноса. В аллегорическом образе бусела поэт показывает человека, который больше всего любит свою землю, свой дом, свою семью:
Не смейтесь, я тоже на аиста похож
Такой же любовью к отчему дому.
В лучших поэтических книг украинской литературе войны принадлежат сборники Малышка «Украина моя!», «Битва», «Ярославна».
Человек, какой она является на самом деле, со всеми своими болями и радостями, круто перемешанным земным «я» была отражена в Малышко с невиданной достеменністю. Сколько добра и драматизма в образе кашовара из одноименного стихотворения. Кончилась, его роль на ВОЙНЕ, завершилось его малое дело, остались чуткость и совесть, которые и помогли выстоять и выполнить должное. Это - главное, а остальное - маршал ты был или ездовой-немного весит на весах времени. Начинается новая жизнь, но моральные принципы те же, что и год, и век назад. Остальные -- весит немного.
Каждое стихотворение цикла «Украина моя!» звучит как продолжение давно начатой и ведомой мысленно разговора со своей землей. Персонифицированная Отечество, «полевая моя мечтательница», «капля в солнце с весла», где убитые горем отец и мать, является участницей диалога, речь которого передается через размышления и порыв лирического героя, відлунюється изменением тона и темы в каждом следующем стихе.
Настоящим трагизмом проникнуты строки поэта о его неразрывная связь с землей, которую приходится оставлять: «я смотрел - и немел, и прощавсь - и прощаться не мог».
И вот в голосе Отечества он слышит ноты, которые проясняют его затуманенный слезой взгляд и добывают из сердца слова воинской самоотречения. Не только болью, но и святым гневом полна родная земля, и художник приобщает свой голос к великой клятвы народа:
Буду дышать, падать, расти и воевать до жажды
Ибо велик наш гнев, потому что дорога ровнее является.
Не скоро еще заговорит поэзия про цену, которую платит народ в этой борьбе, а Малышко в своем откровенном разговоре с Отечеством скажет о будущем - победное, радостное и одновременно порубцьоване войной, бедой каленое, но дороже:
Вставай, моя родная, разлуки достаточно,
Которые мы с тобой еще будем богаты -
Радугой в небе, барвинком в поле,
Расплатой - яростью при сожженной хате...
Простите, если словом кого запечалю,
Далекие мои, дорогие, помарніли!
В последний период творчества Малышко отказывается от попыток примирить гуманистическую народную этику с реальной практикой жизни, а с уверенностью в правоту народа противопоставляет его здравый смысл причудливом продвижения новейшей цивилизации, ее хищным посягательствам, что отражается в его неприятии научно-технической революции.
В книгах «Дорога под яворами», «Рута», «Август души моей» звучат тревожные размышления о мире и прогресс, моральный обеспеченность современности. Природа выступает у поэта судьей общественной практики и неизменным нравственным ориентиром:
В круглястім беретике,
Лишь покосившийся немного,
Мой малый амулетику
На краю эпохи.
(«Подсолнух»)
Образ Родины в Малышко слит с категорией судьбы, - горькой и счастливой, неисчерпаемой и до боли короткой, - судьбы, в которой жизнь личности миг в миг переливается в бытие Родины. Это - необъятный мир, разделенный между мной, тобой и кем-то третьим», поделен и неделимый.
|
|