Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



7 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНДРЕЙ МАЛЫШКО
Человеческая судьба и любовь к родной земле в творчестве Андрея Малышко

Украина моя, мне в мире ничего не надо,

Только бы голос твой слышать и нежность твою

Беречь.

А. Малышко



Андрей Малышко родился и вырос на приднепровских кручах, его вели в мир обуховские дороги и киевские тракты. И это не географические пунктиры судьбы, а духовный материк, который воспитал его как человека и поэта и увічнився в его художественном слове:

Помнишь?

В камне, в пути доброй,

Или лето, или осень

Или дождик-порошка,

Простеляла для меня далекий горизонт,

Дорого под яворами. Моя самая дорогая.

От родной матери научился Андрей Малышко понимать и любить народную песню. В русле украинского фольклора он нашел истинные ценности, понятия добра и зла, правды и кривды, красоты и незугарності - неизменную и нерастворимую наследство. От нее начинается и к ней утечкой диалектической спирали возвращается под конец жизни поэтическая мысль одного из самых народных украинских лириков середины XX века.

Обращаясь к вечной теме человеческой судьбы, предназначения человека нас земли, поэт идет от глубинного усвоение народной этики как життєтворчої силы; постоянно и последовательно стремится художник внедрить ее в действительность, утвердить надлежащей шкале нравственного отсчета, зеркалом суждений о себе и мир. Взаимодействие общественной реальности и живой для Малышко народной морали, привитой ему песней и сказкой, небом и ветром дніпровим, родительской наукой и маминой Лаской, - это ключ к пониманию всего творчества поэта.

Поэзию Малышко пронизывает пафос активной жизненной позиции соотечественника, вдохновленного примером предыдущих поколений. Это вполне соответствовало сложном духу времени - и искреннему порыву народа, который упорно строил новую жизнь, и коварной идеи самоотречения личности «во имя» светлого будущего, что позволяло «вождю всех времен и народов» делать из той личности, что заблагорассудится.

Но Малышко не так пытался отразить героику своей эпохи и ее исключительность, как в фактах героических деяний вычитывал моральные заветы своего рода; гуманистичность вековых мировоззренческих ориентаций целого этноса. В аллегорическом образе бусела поэт показывает человека, который больше всего любит свою землю, свой дом, свою семью:

Не смейтесь, я тоже на аиста похож

Такой же любовью к отчему дому.

В лучших поэтических книг украинской литературе войны принадлежат сборники Малышка «Украина моя!», «Битва», «Ярославна».

Человек, какой она является на самом деле, со всеми своими болями и радостями, круто перемешанным земным «я» была отражена в Малышко с невиданной достеменністю. Сколько добра и драматизма в образе кашовара из одноименного стихотворения. Кончилась, его роль на ВОЙНЕ, завершилось его малое дело, остались чуткость и совесть, которые и помогли выстоять и выполнить должное. Это - главное, а остальное - маршал ты был или ездовой-немного весит на весах времени. Начинается новая жизнь, но моральные принципы те же, что и год, и век назад. Остальные -- весит немного.

Каждое стихотворение цикла «Украина моя!» звучит как продолжение давно начатой и ведомой мысленно разговора со своей землей. Персонифицированная Отечество, «полевая моя мечтательница», «капля в солнце с весла», где убитые горем отец и мать, является участницей диалога, речь которого передается через размышления и порыв лирического героя, відлунюється изменением тона и темы в каждом следующем стихе.

Настоящим трагизмом проникнуты строки поэта о его неразрывная связь с землей, которую приходится оставлять: «я смотрел - и немел, и прощавсь - и прощаться не мог».

И вот в голосе Отечества он слышит ноты, которые проясняют его затуманенный слезой взгляд и добывают из сердца слова воинской самоотречения. Не только болью, но и святым гневом полна родная земля, и художник приобщает свой голос к великой клятвы народа:

Буду дышать, падать, расти и воевать до жажды

Ибо велик наш гнев, потому что дорога ровнее является.

Не скоро еще заговорит поэзия про цену, которую платит народ в этой борьбе, а Малышко в своем откровенном разговоре с Отечеством скажет о будущем - победное, радостное и одновременно порубцьоване войной, бедой каленое, но дороже:

Вставай, моя родная, разлуки достаточно,

Которые мы с тобой еще будем богаты -

Радугой в небе, барвинком в поле,

Расплатой - яростью при сожженной хате...

Простите, если словом кого запечалю,

Далекие мои, дорогие, помарніли!

В последний период творчества Малышко отказывается от попыток примирить гуманистическую народную этику с реальной практикой жизни, а с уверенностью в правоту народа противопоставляет его здравый смысл причудливом продвижения новейшей цивилизации, ее хищным посягательствам, что отражается в его неприятии научно-технической революции.

В книгах «Дорога под яворами», «Рута», «Август души моей» звучат тревожные размышления о мире и прогресс, моральный обеспеченность современности. Природа выступает у поэта судьей общественной практики и неизменным нравственным ориентиром:

В круглястім беретике,

Лишь покосившийся немного,

Мой малый амулетику

На краю эпохи.

(«Подсолнух»)

Образ Родины в Малышко слит с категорией судьбы, - горькой и счастливой, неисчерпаемой и до боли короткой, - судьбы, в которой жизнь личности миг в миг переливается в бытие Родины. Это - необъятный мир, разделенный между мной, тобой и кем-то третьим», поделен и неделимый.